Автор: Vik Dark
http://www.guide3d.ru/ Введение
Разгон в наше время перестал вызывать удивление. Сейчас намного большее удивление вызывают те, кто даже не пробовал гнать. Это, скорее, стало похоже на национальную забаву: разгоняют всё и всех. Бывает даже не для того, чтобы получить прирост в играх, а просто ради самого факта разгона. Например, S3 Savage разгонять не имеет смысла, ибо те игры, что на нем не тормозили (читай, ДОСовские) быстрее бегать не начнут, а те, в которые играть было невозможно – прироста скорости даже не ощутят. Но это – скорее исключение, ибо обычно благодаря разгону удается поднять производительность на новый, ранее недостижимый уровень.
Многие, пытающиеся разогнать что-либо, сталкиваются с разнообразными проблемами и, обычно, предпочитают отказаться от разгона в пользу стабильности, но есть и те, кто на этом не останавливается. Желание получить «больше производительности за свои деньги» в них настолько сильно, что они пытаются побороть эти трудности. Данный материал и покажет, как можно пройти по тернистому пути разгона, не набив себе шишек.
В эффективности и пользе разгона мы уже убедились, взялись разгонять, но… неожиданно столкнулись с некоторыми странностями и непонятными вещами. Данный материал нацелен на подробный анализ сложностей, которые могут возникнуть при разгоне видеокарт и поиск способов их решения. Также, я постараюсь дать практические советы и поделиться своим опытом в этом довольно тонком и увлекательном деле
Разгон
Итак, решено! Будем разгонять свою видеокарту. Для этого мы установили утилиту для разгона, улучшили вентиляцию в корпусе, и даже поставили вентилятор на обдув своего 3D-монстра!
Для разгона рекомендую использовать утилиты «Riva Tuner» и «Power Strip» для видеокарт NVIDIA или «ATI Tray Tools», для карт ATI, еще довольно неплохая утилита «ATI Tool», но я лично предпочитаю ATI Tray Tools, т.к. она сочетает в себе все необходимые инструменты, а так же очень удобную систему профилей. Далее я буду рассматривать разгон, опираясь на ее функции, хотя можно пользоваться аналогичными инструментами любой другой утилиты.
В первую очередь стоит определить примерные максимально стабильные частоты видеокарты. Для этого нужно поднимать частоту не более чем по 10Мгц до того, как появятся артефакты в играх или тестах. При разгоне ядра я рекомендую гонять 4-й игровой тест 3DMark 2003, который называется «Mother Nature». В нем раньше всего появляются первые артефакты от ядра. Для памяти лучше всего подходит 3-й игровой тест из того же 3DMark`03 под названием «Troll`s Lair», или тот же «Mother Nature».
Как только появляются первые артефакты, следует откатиться назад на 10Мгц и снова начать поднимать частоты, но уже по 1-2МГц, таким образом, мы находим максимальную «безартефактную» частоту ядра. С памятью все аналогично, но частоту ядра следует при этом оставить с только что достигнутым разгоном. Дело в том, что при неразогнанном ядре память может «безартефактно» работать на несколько большей частоте. Это объясняется тем, что при одновременном разгоне ядра и памяти карта потребляет намного больше энергии, чем в штатном режиме, нагрузка на элементы питания и РСВ значительно превышает номинальную, и потому резко возросший уровень помех по питанию приводит к нестабильной работе на высоких частотах. Кроме того, это связанно с тем, что без разгона ядро выделяет тепла значительно меньше, чем при разгоне, следовательно, память будет находить в более щадящем температурном режиме, что обеспечит больший разгон. Бороться с этой зависимостью можно только качественным охлаждением элементов питания, ядра и памяти. Тогда они практически не будут влиять друг на друга своей температурой, что позволит достичь максимальных частот при разгоне.
Увеличивать частоты следует не одновременно, а по очереди – так мы будем точно знать, что именно переразогнано в случае зависания или сброса частот.
Переразгоном называется такой разгон, при котором появляются артефакты в играх и тестах, либо начинается уменьшение результатов в бенчмарках (важно для бенчеров). Это состояние никак не подходит для постоянной работы.
Итак, мегагерц за мегагерцем частоты поднимается – выше, выше… и вдруг, БАХ, начинаются катаклизмы – разнообразные артефакты, зависания, БСОДы (Blue Screen of Death), вылеты тестов, произвольные перезагрузки, срабатывает автотормоз (для NVIDIA) или VPU Recover (для ATI), и т.п.
Рассмотрим, что означают эти глюки и как с ними бороться.
Артефакты
Артефактами называются самые разнообразные искажения и дефекты изображения, такие как вылет полигонов, разноцветные точки, полосы и прочие неестественные явления. Например:
С ними сталкивается каждый при разгоне своей видеокарты. В подавляющем большинстве случаев именно они появляются первыми и означают, что разгон уже превышает разумную грань. Значит, нужно либо уменьшать частоты, либо, например, улучшать охлаждение. Другие способы избавиться от артефактов мы рассмотри ниже.
Форма и вид артефактов – индивидуальны для каждого семейства (а иногда и даже каждого отдельного образца видеокарты). Так что описывать их детально не имеет смысла.
Существует два основных типа артефактов: артефакты явные, сразу же проявляющияся после превышения максимально возможной в конкретных условиях частоты VPU (А обычно, памяти), и дающие понять, что предел достигнут, и артефакты "латентные", проявляющияся только при сильной нагрузке на видеокарточку и систему в целом. Для отлавливания и отсекания первых на начальной стадии мы рекомендуем использовать ATI Tool в качестве инструмента разгона - программа снабжена встроенным тестом, являющимся по сути простой бесконечной 3D-сценой, на которой сразу заметны "вестники переразгона".
Со вторыми же дело обстоит несколько сложнее, не факт что они проявятся даже при самых тяжелых "стандартных" условиях тестирования. Они могут появиться позже, самом неожиданном месте, уже в реальном приложении. Дабы убедиться в действительной способности системы выдавать точную картинку в любых условиях можно воспользоваться специализированной программой Artifact Tester, обнаруживающей, при соответствующей её конфигурации даже самые потаённые глюки видеоподсистемы. Кроме того, в программе содержится ряд других полезных функций-тестов, например тест на стабильность системы в целом.
Не стоит забывать и классические тесты: используйте 3DMark 2003 и 3DMark 2005, в зависимости от уровня производительности вашего адаптера. Лучше всего переразгон чипа виден в тесте Mother Nature (3DMark`03) и Firefly Forest (3DMark`05). Также переразгон ядра очень хорошо заметен в тестах Vertex Shader. Для проверки памяти на артефакты хорошо подходит «Troll`s Lair» из 3DMark`03, как я уже писал выше.
Зависания – это очень распространенная проблема, с которой можно столкнуться при разгоне. Они бывают разные: может просто замереть картинка, чаще всего это признак переразгона чипа. Судить о природе этого зависания можно по тому, что было на экране перед тем, как компьютер завис.
Если было много артефактов, то причиной был компонент, который мы разгоняли (ядро/память). Если тест повис сразу после загрузки, то это, скорее всего, так же относится к переразгону, но тут не исключена еще и вероятность глюка разогнанного центрального процессора и памяти. При разгоне видеокарты следует снять разгон с остальных частей компьютера, либо оставить их работать в режиме, где достигается 100% стабильность, чтоб не было ни малейшего повода подозревать в зависании остальные комплектующие.
От зависания помогает только перезагрузка
Бывает, что после перезагрузки слетает драйвер видеокарты, в этом случае его надо просто установить заново.
BSOD - Blue Screen of Death, что в переводе «Синий Экран Смерти», это такой глюк при котором система зависает, а на экране мы видим непонятные закорючки на синем фоне. Иногда в последней строчке можно прочитать написанное, тогда по тексту можно догадаться, что именно дало сбой. Тут поможет только перезагрузка. BSOD обычно характерен для переразгона оперативной памяти (редко – процессора), но может быть вызван и видеокартой.
Вылет тестов – это ситуация, когда при прохождении теста, или при игре неожиданно тестовая/игровая программа закрывается, и мы видим перед собой рабочий стол. Характерно для переразгона CPU или оперативной памяти. В редких случаях может быть виновато ядро видеокарты.
Произвольная перезагрузка характерна для нехватки мощности блока питания, но в редких случаях может быть также вызвана и переразгоном практически любого компонента.
Метод борьбы – установка более мощного блока питания, понижение частот или улучшение охлаждения.
Автотормоз и VPU Recover – это защитные функции видеокарты, которые предназначены для понижения тактовых частот ее ядра/памяти при сильном перегреве или при появлении ошибок. Автотормоз есть в видеокартах NVIDIA 5900/5950 (XT, Ultra), это сущее зло для всех оверклокеров! Причем особенность его состоит в том, что видеокарта понижает частоты даже ниже штатных! И снова поднять частоты возможно только после перезагрузки. При разгоне это очень мешает и раздражает необходимостью каждый раз перегружать компьютер. Но есть в данном семействе некоторые видеокарты, лишенные автотормоза, например, ASUS 5900SE. Следовательно, автотормоз зашит на уровне BIOS видеокарты, но пока никто не смог найти, как его там выключать. Некоторые избавляются от него, прошивая своей видеокарте BIOS от ASUS 5900SE.
VPU Recover – это защитная функция, реализованная в видеокартах на чипах ATI. Она является аналогом Автотормоза, но при этом имеет серьезные отличия в лучшую сторону: она сбрасывает частоты на стандартные, а не ниже их, и для последующего их увеличения не нужно перезагружаться. Но самое главное - ее можно отключить вовсе Прямо в настройках драйвера.
BIOS
Еще одним методом повышения производительности является замена родного BIOS на модифицированный, либо на BIOS от другой видеокарты, основанной на аналогичном чипе.
BIOS видеокарты содержит низкоуровневое программное обеспечение, которое отвечает за работу видеоадаптера в целом, а также содержит такие важные параметры как частоты ядра/памяти, тайминги видеопамяти, кроме того, существует довольно распространенное мнение, что в BIOS зашиты также и напряжения, но это очень сомнительно, т.к. схема питания видеокарт не рассчитана на это. Хотя есть отдельные адаптеры, которые производитель наделил функцией небольшого повышения напряжения, но это большая редкость и такие адаптеры также имеют мощную систему охлаждения.
Замена BIOS может дать довольно заметное улучшение производительности и разгона, но, как водится, связанна с некоторыми трудностями. В Интернете можно найти море самых разнообразных BIOS от карт всех производителей, но далеко не каждый может подойти для вашей видеокарты. Это связанно со многими параметрами, в частности, должны совпадать объем памяти на борту и, желательно, производитель видеопамяти, т.е., к примеру, не стоит прошивать BIOS от видеокарты с памятью Samsung на свой адаптер, если на нем установлена память производства Hynix. Это может привести к потере стабильности видеокарты, и даже неработоспособности, но в этом случае можно вернуть ее к жизни, прошив родной BIOS обратно. Так же не стоит прошивать BIOS в том случае, если время доступа видеопамяти меньше, чем на вашей карте – это так же может привести к неприятным последствиям. Хотя бывает видеопамять производства Hynix, которая имеет меньшее время доступа, чем то, что написано в маркировке. Вероятно, производитель перемаркировывает более быстрые чипы, дабы компенсировать нехватку более медленных чипов на рынке. Это явление не такое уж и редкое, а повезло тем оверклокерам, которым она попалась.
Кроме прошивки BIOS от аналогичной видеокарты другого производителя, можно прошивать и BIOS от адаптера с более новой и быстрой версией того же чипа. Например, многие прошивают в ATI Radeon 9800Pro БИОС от ATI Radeon 9800XT или в NVIDIA 5900XT так же часто прошивают BIOS от NVIDIA 5900 или даже 5950Ultra. Но это стоит делать только в том случае, если ядро и память видеокарты могут работать на частотах более старшей модели.