Следующий вопрос заключается в том, как можно узнать время доступа памяти. Как правило, время доступа скрыто в конце первой строчки маркировки. Например, на микросхемах памяти Samsung в конце первой строчки можно найти надпись типа TC-33 или TC40. Это означает, что память имеет время доступа 3,3 и 4 наносекунд соответственно, хотя в некоторых случаях, время обозначается не цифрой, а специальной маркировкой, например чипы памяти Samsung со временем доступа 2,8 нс. обозначаются как GC2A. Не забывайте также, что точную информацию о чипе памяти можно получить на сайте производителя, либо просто воспользовавшись поиском по строчке с маркировкой памяти в том же Google.
Как эффективно улучшить охлаждение?
Самая главная проблема при разгоне - это перегрев. Для того чтобы этого избежать, необходимо обеспечить хорошее охлаждение. Начать нужно с корпуса (потому как если нет достаточной вентиляции внутри корпуса, то никакое доп. охлаждение не поможет), поставить спереди кулер на вдув, сзади под блоком питания на выдув, так же можно поставить бловер под карту, для отвода от нее горячего воздуха. Естественно все это относится к тем у кого корпус закрыт, а с открытым корпусом все проще, там достаточно поставить перпендикулярно видеокарте вентилятор для обдува оной. Если ничего из этого не помогло, то пора переходить к более кардинальным методам.
Чипы памяти, тоже нагреваются, особенно при разгоне на внештатных частотах. Перегрев памяти может приводить к дефектам изображения, так называемым артефактам, поэтому охлаждением памяти также не следует пренебрегать. Для охлаждения чипов памяти можно найти готовые комплекты от таких брэндов как Thermaltake, или же, можно изготовить радиаторы своими силами, пустив под ножовку радиатор от старого процессора :-) Крепить радиаторы можно несколькими способами, например на термоклей или же на скобки.
В качестве теплопроводного интерфейса между графическим чипом и кулером видеокарты частенько используется липкая субстанция, называемся в народе "терможвачкой". Производители ее используют из-за низкой себестоимости, но как термоинтерфейс она практически бесполезна, поэтому её следует немедленно удалить, и нанести качественную термопасту, например, отечественную КПТ - 8.
На некоторых видеокартах с открытым кристаллом вокруг чипа прокладывают специальную защитную рамочку, предотвращающую возможность случайного скола кристалла при небрежной установки кулера. Такие рамки, например, установлены практически на всех видеокартах ATI RADEON 9500/9700/9800/X800. Снятие рамки позволяет улучшить контакт между основанием радиатора и чипом, однако значительно увеличивает шанс сколоть чип.
Не стоит забывать и про водяное охлаждение, которое по эффективности будет лучше любого воздушного, но гораздо более дорогое и сложное в изготовлении.
Советы по улучшению охлаждения от нашего эксперта по разгону
А теперь немного советов по улучшению охлаждения, которыми поделился наш эксперт по оверклокингу, г-н Олег Иванов aka m@ddog, принимавший самое непосредственное участие в написании этого материала.
1) Воздушное охлаждение - cамый дешевый, но вместе с тем весьма эффективный способ улучшить охлаждение видеокарты. Кулер для этого надо подбирать медный, небольшой высоты (но не низкопрофильный). Если медный Вы себе позволить не можете, то можно поставить и обычный алюминиевый. Выбирайте непокрашенный радиатор с качественно обработанной подошвой, вентилятор ставьте такой, какой терпят Ваши уши - лучше все же поставить на 6-7 тысяч оборотов, в случае чего можно его и замедлить, а вот разогнать изначально медленный вентилятор весьма проблематично. За этим типом охлаждения нужен уход, заключающийся в периодической очистке кулера от пыли. Также стоит отметить большое падение эффективности при увеличении температуры воздуха (читай наступления лета).
2) Водяная система охлаждения. Еще пару лет назад даже подумать об установке на видеокарту «водянки» было смешно - видеокарты просто не требовали столь качественного охлаждения. Но время идет, карты всё увеличивают уровень тепловыделения, и сейчас водянка становится непременным атрибутом хорошего разгона современных видеокарт. ВСО (читай, водяную систему охлаждения) можно купить, но сразу готовьтесь выложить 120-150$ за эффективную систему. Не готовы? Тогда ее можно собрать самостоятельно. Помпа особо мощная не нужна - лучше отдать деньги за надежность, чем за ненужные литры в минуту. Ватерблок желателен медный, но подойдет алюминиевый или стальной. За радиатором направьтесь в ближайшее автодепо. Заправлять водянку водой нецелесообразно- лучше заправить керосином.
3) Ватерчиллеры. Это самая малоэффективная и самая доступная из экстремальных систем. По сути дела, ватерчиллер это та же ВСО, только температура рабочей жидкости ниже комнатной. Самый простой способ - лед, снижает температуру жидкости до +5/+7. Можно использовать сухой лед - это доведет температуру жидкости до -60/-50, но в этом случае нужна особая помпа и спецжидкость. В ход идут также морозильные камеры, phase-change системы и.т.д и.т.п.
4) Phase change system, фреонки. Эффективность этих систем весьма высока в, эксплуатации они просты. Но купить готовую систему почти нереально(~1000-1500$). Собрать самому в домашних условиях практически невозможно, да и все равно получается жутко дорого.
5) Жидкий азот. ОЧЕНЬ эффективная система охлаждения, к тому же недорогая. Но когда вы ее устанавливаете надо очень много думать (желательно втроем :))). Однако после того как все продумано и сделано, пользоваться этой системой становится сравнительно просто. Однако, жидкий азот – не для длительного использования –подходит лишь для краткосрочного экстремального разгона.
Также надо позаботится об охлаждение силовых элементов, особенно это актуально после вольтмоддинга. Тепловыделение силовых элементов невелико - 0.2-1 Вт., поэтому можно обойтись пластинками или маленькими радиаторами. Кстати эта мера имеет не только морально-успокаивающее значение, но и вполне практическое, дело в том, что при высокой температуре уменьшается точность работы этих деталей. Да и сгореть могут...
Чем и как разгонять?
И наконец, мы подходим к самому таки главному – чем, и главное, как разгонять Вашу видеокарту :)) Начинать надо с выбора инструмента – ведь во многом результат разгона определит и программа, при помощи которой Вы будете разгонять свою плату. В настоящий момент существует туева куча всевозможных утилит, отличающихся друг от друга как возможностями, так и степенью глючности. Мы рекомендуем использовать для разгона видеокарт программу PowerStrip, а для ATI небольшую удобную программку под названием ATITool.
Разгонять следует постепенно, по немногу поднимая частоты чипа и памяти (по началу можно вместе, а под конец уже по отдельности искать оптим. частоты) с шагом 5-10Мгц и после каждого поднятия тестировать в тяжелых 3D приложениях.
По достижении максимальных частот следует еще раз погнать все тесты с максимальными настройками качества, также для полной уверенности и перестраховки можно скинуть 5мгц, скорости от этого не убавится, а стабильности прибавится.
В процессе разгона может возникнуть несколько проблем, например зависание компутера в играх, появление различных дефектов картинки и выбитых пикселей (иначе сие явление именуется артефактами), перегрев видеокарты. Но давайте обо всём по порядку:
Если в процессе игры на разогнанной видеокарте компутер стал зависать, то с вероятностью 99% можно сказать, что это переразгон чипа, а лечится это путем снижения частоты до стабильного значения, при котором зависания прекратятся. Как правило, в таких случаях нужно просто доработать систему охлаждения чипа.
Если во время игры у вас на экране стали появляться полосы, вылетания текстур, снег и тому подобные неприятные явления, необходимо по аналогии с чипом просто снизить частоту памяти и еще раз провести полное тестирование видеокарты.
В некоторых случаях зависания могут быть также обусловлены недостаточной мощностью блока питания, просто неспособного прокормить ставшую слишком прожорливой после разгона видеокарту. В любом случае, не забывайте заботиться о хорошем охлаждении.
Что такое "автотормоз" и с чем его подают?
Человечество с упорством, достойным лучшего применения, всеми силами приближает «Судный день» - момент, когда машины станут настолько умны, что поймут, насколько мы тормозим их развитие. Движение в этом направлении можно увидеть во всем: стиральные машины, кухонные комбайны, автомобили и т.д. Со временем они становятся совершеннее, обрастают новыми функциями, приобретают дружественный интерфейс, но при этом дистанцируют нас непосредственно от управления, позволяя лишь наблюдать за процессом со стороны. В автомобилях это системы вроде ESP (которые «помогают» управлять автомобилем), а в видеокартах – «автотормоз».
«Автотормоз», по замыслу производителя, нужен для того, чтобы защитить устройство от перегрева путем понижения тактовой частоты. Первопроходцем был Intel, доверив системе выбирать, работать ли ей на полную мощность, либо пропускать часть тактов в случае повышения температуры. Теперь пришла очередь видеокарт. Пользователи столкнулись с данной функцией при разгоне линейки GeForce FX 5900/5950. При разгоне этих карт часто возникала ситуация, когда на предельных частотах скорость работы была ниже, чем при настройке «по умолчанию». Это было вызвано тем, что производитель доверил видеокарте выбирать, на какой частоте ей работать, основываясь на показаниях встроенного термодатчика. Инженеров компании NVIDIA легко понять: очень многие начинающие пользователи, разгоняя карту, редко заботятся об улучшении охлаждения. Из-за этого карты часто ломаются, что производителю, естественно, не нравится. Для повышения отказоустойчивости, а по-русски «защиты от дурака», и ввели данную функцию.
Но, как и все благие намерения, это продолжило вести той же дорогой. В силу каких-то причин, видеокарты начинали «своевольничать» при разгоне. Даже если температура находилась в норме, они иногда считали, что работать в полную силу им не хочется, и понижали частоты. Проблема усугубилась тем, что наиболее распространенная утилита для разгона карт nVidia разгоняла данные карты через драйвер, предоставляя встроенному AI полную свободу действий.
Заметить работу «автотормоза» просто. Достаточно запускать в процессе разгона какой-либо тест, который показывает скорость видеокарты, например AquaMark 3 и снять результаты той же программы на номинальных частотах. В случае если вы заметили, что производительность действительно снижается, можно посоветовать несколько выходов:
Попробовать улучшить охлаждение видеокарты
Подобрать и выставить для видеокарты такие частоты, при которых «торможение» еще не включается
Разгонять в обход драйвера, используя утилиту PowerStrip
Какие-либо более конкретные рекомендации по этому вопросу дать трудно, ибо каждая карта индивидуальна, но общие принципы таковы.
Зачем интегрируют видеокарты?
Следуя идее максимального снижения себестоимости видеокарт, производители пришли к мысли, раз материнская плата присутствует в каждом компьютере, то и видеокарту логично будет разместить на ней. Лишенная собственной печатной платы видеокарта будет обходиться дешевле. А раз она находится на материнской плате, то не имеет смысла ставить отдельную видеопамять – можно использовать часть из оперативки. Да и в собственном чипе отпадает нужда – необходимые элементы можно разместить в северном мосту, что еще больше упростит разводку и удешевит плату. Также появится возможность уместить плату в меньший форм-фактор, что наиболее актуально для офисных корпусов – слимов.
Разгон таких видеокарт сопряжен с рядом трудностей: во-первых, видеопамять. Так как у видеокарты нет своей памяти, она использует часть оперативной памяти компьютера, а значит, для увеличения частоты видеопамяти необходимо разгонять оперативную. Во-вторых, ядро: так как оно находится в северном мосту, то обеспечить ему хорошее охлаждение будет труднее и гнаться оно будет хуже из-за наличия «под боком» ненужных ему элементов, которые также нагреваются. Ну а в-третьих, программы для разгона видеокарт: очень часто они не могут разгонять встроенные видеокарты, так как для этого пришлось бы изменять частоту FSB, что повлечет за собой разгон центрального процессора.
Вывод отсюда один: разгонять придется средствами материнской платы – через BIOS, который индивидуален для каждой платы.